Сохранение жизни и здоровья детей на дорогах – это главная задача современного цивилизованного общества. Формировать у детей навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, знакомить с различными видами транспорта и правилами дорожного движения, воспитывать любовь к родному городу, дисциплинированность – все это является приоритетным направлением при развитии у детей навыков поведения в нестандартных, а порой опасных ситуациях.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому еще одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Сегодня педагоги Комплексного центра социального обслуживания населения «Радуга» отделения дневного пребывания несовершеннолетних стремятся обеспечить детям высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Именно поэтому педагоги отделения, стараются выработать у детей стереотип безопасного движения на дороге.
В своем учреждении педагоги делают всё чтобы:
- изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы;
- уходят от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой коллективом отделения, с детьми и их родителями;
- выходят за рамки традиционных форм и методов работы, как организационных, так и методических;
- сотрудничают с сотрудниками ГИБДД, родителями и детьми.
Основными причинами дорожных происшествий является незнание правил уличного движения и их несоблюдение.
При организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма обращаем внимание на следующие моменты:
- при ознакомлении детей с правилами дорожного движения устанавливаем связь между всеми разделами программы;
- проводим работу систематически, постепенно усложняем требования, учитывая способности детей;
- воспитываем в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные в процессе обучения.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание уделяется организации наблюдений и экскурсий, тематических занятий в разных видах деятельности.
Организуя столь важную работу по сохранению жизни и здоровья детей на дорогах, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах быстро развивается, и будет прогрессировать и в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большой интенсивности автомобильного движения.
Причиной ДТП чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной мере управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед машиной, выезжают на проезжую часть на детском велосипеде и так далее.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения детей примером взрослых. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослым, является плохим примером для ребенка.
Родители должны уделить большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя улицу с ребенком, взрослые должны обязательно держать его за руку. На занятиях педагоги отделения дневного пребывания объясняют детям, что нельзя выходить одним, без взрослых, на проезжую часть улицы, а переходя улицу соблюдать все правила, учат его правильной реакции на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь.
Так же не забывают уточнять с детьми названия улиц, по которым идут куда - либо, назначение сигналов светофора, формируют пространственную ориентировку.
Кто же из нас не хочет видеть своих детей здоровыми и невредимыми? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш избежит неприятностей на дороге.
Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей, в силу своего возраста не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности.
Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе. Поэтому получается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение.
Если мы действительно обеспокоены и заинтересованы в том, чтобы наши дети владели навыками безопасного поведения на дороге, то надо не сводить процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будь осторожен на дороге», а лучше использовать движение по улице куда бы то ни было, для отработки навыков поведения на дороге.
Елена Владимировна Мерш,
воспитатель отделения дневного
пребывания несовершеннолетних