Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский районный комплексный центр социального обслуживания населения»

628634 Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Набережная, д.15

Как понять малыша в первые полгода жизни

Как это сделать? Младенец даже слов не понимает!

Неправда. Возможно, он не осознаёт смысл слов, как взрослые, но воспринимает интонацию, которая отражает настроение и состояние мамы. Взаимопонимание с малышом можно обрести в процессе в процессе ухода за ним. Интересно, что модель общения мамы и ребёнка во всех культурах примерно одинаковая. Все женщины по – особенному разговаривают с детьми, и такая речь называется комментирующей. Мама обозначает себя, называет ребёнка  и от третьего лица рассказывает, что они вместе делают. Например: «Мой малыш плачет, сейчас мама подойдёт и успокоит его». Комментирует состояние ребёнка и свои действия, словно объясняя происходящее: «Ты плачешь, потому что голодный, сейчас мама тебя покормит. Ну вот, слёзки высохли, ты улыбаешься!»  Это помогает женщине самой осознать, что происходит с младенцем, потому что он реагирует на её слова. Важно с самого рождения использовать комментирующую речь . Тогда к двум месяцам мамин монолог превратится в диалог. Ребёнок начинает внимательно наблюдать, улыбаться, гулить. Он всегда ждёт внимания и обязательно отвечает, когда к нему обращается, демонстрирует свой интерес. В психологии эту реакцию называют комплексом оживления. Конечно, до трёх месяцев не различает нюансы мимики взрослых, однако понимает, когда на лице родителя нет вообще никаких эмоций. В этом возрасте ребёнку необходимо быть в окружении лиц эмоциональных, и желательно – улыбающихся. Главная его потребность состоит в том, чтобы общение с родителями приносило радость. Именно такое положительное подкрепление поддерживает развитие.

Лучше всего говорить с малышом, как со взрослым?

Конечно, нет. Самый понятный и интересный язык для младенца в этом возрасте сюсюканье. Когда мы так разговариваем, артикуляция становится чётче, повышается тон голоса, эмоциональность речи. Внимание ребёнка привлекают именно такие звуки, он даже шевелит губами, словно повторяя их. Когда родители говорят с ним, как со взрослым, легко заметить: малыш внимательно смотрит, сосредоточен… но только потому, что не может понять: почему мама или папа ему не улыбаются? Поэтому до 6 месяцев важно сюсюкаться и использовать комментирующую речь – именно эти способы общения помогают развиваться по плану. Хороши и народные средства: пестушки и потешки развлекают, но в  то же время объясняют окружающий мир, дают возможность узнать самого себя.

Как ещё можно помочь ребёнку узнать окружающий мир?

Это увлекательный и долгий процесс, с которым одной маме справиться сложно. Важно, чтобы остальные члены семьи разделили между собой заботу о младенце.  Малыш способен воспринимать несколько взрослых сразу, установить между ними иерархию. Но ему будет легче это сделать, когда  каждый член семьи станет общаться с ним в строго определённое время. Лучше, если каждый из близких займётся с ребёнком каким – то конкретным делом. Например, бабушка днём гуляет с внуком и кормит его, а папа по вечерам после работы купает и делает массаж. Благодаря расписанию, малыш легко привыкает к взрослым, ведь не нужно тратить лишние ресурсы на адаптацию. Когда с ним проводят время разные люди, он усваивает больше моделей проведения. Причём папа должен так же хорошо понимать ребёнка, как и мама.

Как же это сделать? Как правило мужчина большую часть времени работает, и у него гораздо меньше возможностей общаться с младенцем.

Важно, чтобы папа один раз в день проводил время с малышом. Задача мамы комментировать папины действия и реакцию ребёнка, объяснять мужу, что значит сюсюканье, как малыш на него реагирует. В остальное время она может рассказать, как младенец растёт, меняется, что с ним происходит.

         Не стоит забывать, отношения между мамой и папой создают для ребёнка мир семьи. И когда этот мир спокойный, безмятежный и счастливый, он чувствует себя комфортно. Поэтому так важно позаботиться и о поддержании супружеских отношений: быть внимательной к мужу, интересоваться событиями, которые происходят в его внешней жизни, вне дома.

Современные семьи часто живут далеко от родителей и вынуждены прибегать к помощи няни. Что нужно учесть в такой ситуации?

В первую очередь необходимо решить в чём будет заключаться помощь няни? Для этого все дела, связанные с ребёнком, надо разделить на две группы: воспитание и хозяйство. Объём контактов мамы и ребёнка должен быть максимальным, остальное уборка, стирка, готовка – отходит на второй план. Женщине стоит определить, какое количество своего времени она сможет уделять малышу. А когда ей требуется отдых, приглашать няню, привлекать папу. Ребёнок не нуждается в маме во время сна и прогулок. Возможно, именно эти обязанности стоит возложить на няню. Мама должна отдыхать минимум 30 минут в день, поручив заботу о младенце человеку, которому полностью доверяет и после трёх месяцев уже необходимо один раз в неделю выходить на час куда – то из дома: прогуляться, пообщаться с подругами. На самом деле, эти простые правила не только позволяют отдохнуть, но и помогают решить две важные задачи. Во – первых, женщина постепенно возвращается к самой себе, вновь обретает своё Я. А во – вторых, научно выражаясь, инициирует процесс сепарации.

Что это значит?

С трёх месяцев ребёнок начинает воспринимать себя как отдельное существо. И необходимо дать ему возможность психологически отделиться от мамы. Но чтобы это произошло, сама женщина должна почувствовать себя обособленной от малыша. Для него это станет показателем: если мама может без меня, значит, и я смогу без неё. Поэтому убеждение, будто ребёнок привязан к матери на всю жизнь, не совсем справедливо и не должно пугать будущих мам.

И что же такое родительство?

Это самое важное событие в жизни, к которому необходимо осознанно готовиться. И всегда помнить: все наши действия в первую очередь должны быть направлены на удовлетворение потребностей ребёнка.

         И, наконец, самое главное: важно создать систему взаимопонимание с малышом. Ведь ни в одной книге не написано, как именно этот младенец ощущает себя в мире, в чём нуждается и что делать, чтобы ему было хорошо. Родители сами должны понять потребности своего ребёнка и максимально полно и комфортно удовлетворить их.   

Мерш Елена Владимировна, 

воспитатель 

отделения дневного пребывания несовершеннолетних

Дата изменения: 18 июня, 2020