Человека делают человеком
светлые воспоминания детства.
Ф. М. Достоевский
Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения
предлагаем вам следующие советы:
– каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;
– давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
– не принуждайте его, а объясните почему нужно сделать так, а не иначе;
– уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
– не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус и т.д.);
– не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
– помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»);
– почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);
– предоставьте сыну или дочери возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
– после наказания, проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
– не наказывайте больного ребёнка;
– если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)
– предупреждайте заранее ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером..»);
– предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
– не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
– будьте последовательны в своих требованиях.
Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?
Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься.
Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека и не являются действенными методами воспитания, а вызывают только ответную жестокость, унижают, оскорбляют, раздражают ребенка.
Почему бьют детей?
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:
- «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
- «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).
- «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
Реакция на побои бывает у детей самой разной
- Маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче.
- Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным.
- Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.
Ребёнку трудно осознать, что он подвёргся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.
Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Уважаемые родители!
Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно Вы!