Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский районный комплексный центр социального обслуживания населения»

628634 Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Набережная, д.15

Проблемы приемных детей в школе

Почему возникают   проблемы у детей из замещающих семей в школе.   Почему так необходимо находить общий язык родителям и педагогам в решении возникающих трудностей в процессе школьной адаптации и выстраивании индивидуального подхода в воспитании ребенка. Попробуем разобраться с этими вопросами.

Ребенок, оставшийся без родительской заботы,  это маленький человек, который  недополучил любви, его  родители по разным причинам пренебрегали потребностями ребенка.  Такой ребенок не мог   рассчитывать на  родительскую любовь и физическое присутствие в своей жизни. А многие сироты просто не знают: кто их мама или папа. Тогда личность ребенка формируется стихийно и он  собирает все проблемные черты современного общества.

В таком аномальном развитии страдает эмоционально-волевая сфера, рождается переживание неудовлетворенности своих потребностей, страх, тревожность, низкая оценка себя и своих результатов.  

Страдает и интеллектуальная сфера психики ребенка. Бедность впечатлений от жизни в течение долгого времени, однообразие, концентрация внимания на поисках еды, крова, защиты — все это не позволяет ребенку вовремя сформировать важные мыслительные функции, поэтому ему тяжело осваивать абстрактное мышление, теоретические понятия, модели, что означает тотальный неуспех в старших классах школы.

 В итоге —   неуспех в школе, недоверие к фигуре учителя, закрытость или активное сопротивление, нежелание приходить в школу и, в целом, отсутствие интереса к жизни и новым событиям. Отсюда и вытекают социальная незрелость и отклоняющееся от нормы поведение приемных детей.

Ценностные установки детей-сирот часто асоциальны, вступают в противоречие с общепринятыми нормами, социальные роли   упрощены. В мировосприятии доминирует асоциальный настрой, опора на негативный жизненный опыт, неприятие опыта других людей.

И наш приемный ребенок может «обрастать» проблемами  со стороны одноклассников, их родителей и возможно даже со стороны учителей. Это могут быть грубые или ошибочные комментарии, неприязнь класса. Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90 % зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100 %. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится. Авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе  негативного отношения к приемному ребенку.

Учитель бывает  часто не готов ко встрече с приемным ребенком, поведение которого определяется травмой. Для педагога негативные эмоции ребенка, непредсказуемость, асоциальность, резкость, недоверие всегда являются вызовом, сломом привычных стратегий поведения и коммуникации.

Авторитета социальной роли учителя и взрослого порой не хватает, чтобы управлять ребенком или договариваться с ним. Ведь приемному ребенку могут быть не знакомы такие условности, как вежливое общение, совместная работа, социальные нормы и границы. И учитель быстро определяет приемного родителя как основного виновника неудачи. Приемная семья сразу становится должна, готовить уроки с ребенком, отвечать за его поступки, влиять на общение со сверстниками, отвечать за скорость чтения и т.д. Учитель просто перекладывает свою ответственность и ожидания на приемного родителя. А такой родитель сразу понимает, что он не справляется.

Классический сценарий прихода приемного ребенка в новую школу заключается в том, что буквально через месяц приемная семья начинает получать указания и наставления, требования участвовать в учебе и воспитании ребенка в школе. А в это время сам приемный ребенок пытается понять, как ему жить в новой семье, кто ему эти новые люди, бросят ли они его так же, как его родные родители, будут ли его любить, несмотря на «плохие» черты характера и неуспехи в школе. Так школа начинает вбивать клин между детьми и родителями. И если приемный родитель начнет играть по правилам школы, то скоро он будет главный преследователь, надзиратель, источник осуждения для своего приемного сына или дочери.

Что можно сделать, чтобы помочь детям выстраивать более позитивное восприятие себя, формировать доверие к людям и миру?

Приемные родители и учителя должны объединить свои усилия. Самое главное на пути к успеху в этом непростом деле это:

• единое видение ситуации

• желание помочь,

• сотрудничество взрослых друг с другом, а не противостояние.

Если учителя и родители с самого начала будут…

• готовы установить друг с другом контакт и доверительные отношения,

• будут заинтересованы в судьбе и развитии ребенка,

• будут делиться опытом того, что помогает в общении с ребенком,

• обсуждать все возникающие проблемы и совместно искать пути выхода из ситуаций,

…тогда шансы на успех вырастают в разы.

В отделении психологической помощи  гражданам БУ «Нижневартовский районный комплексный центр социального обслуживания населения» работает служба сопровождения замещающих семей.  Специалисты службы вам всегда готовы помочь, выслушать, подсказать нужное решение выхода из трудной ситуации.

пгт. Новоаганск ул. Мелик-Карамова,8, тел. 8(34668) 52798, психолог Деревянко Евгения Камалутдиновна;

пгт. Излучинск, ул. Набережная,15, тел. 8(3466)28 23 26, психолог Фотина Ирина Ахатовна.

Дата изменения: 19 ноября, 2021